Письмо Департамента Минфина от 19 мая 2010 г. № 03-02-07/1-244

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики
Министерства Финансов Российской Федерации

Письмо Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина РФ 
от 19 мая 2010 г. N 03-02-07/1-244



Вопрос: Федеральное государственное учреждение при наличии достаточного остатка денежных средств на расчетном счете, в октябре-ноябре 1999 г. перечислило в бюджет через отделение банка 174785 руб. налоговых платежей.

Денежные средства списаны банком со счета учреждения, что подтверждается выписками с расчетного счета, однако налоговая инспекция не признала факта уплаты налогов, поскольку денежные средства в бюджет не поступили. При направлении платежных поручений в банк учреждение действовало добросовестно, так как не имело сведений о его неплатежеспособности.

В связи с тем, что налоговая инспекция не признала факта уплаты налогов нашим Учреждением и продолжает начислять пени по сложившейся недоимке, ФГУ просит Вас предоставить информацию по процедуре списания недоимки по налогам и сборам, числившейся за отдельными налогоплательщиками, уплата и взыскание которой оказалось невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера.

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 25.03.2010 N 88 по вопросу о списании недоимки и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила, предусмотренные пунктом 1 статьи 59 Кодекса, на основании пункта 2 указанной статьи применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

В целях реализации статьи 59 Кодекса Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 12.02.2001 N 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам», согласно которому решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается в отношении ликвидированных в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций.

Другие основания для списания числящейся за организацией недоимки, взыскание которой невозможно, указанным постановлением Правительства РФ не предусмотрены.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика при наличии документов, указанных в пункте 4 данного постановления.

Порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности определяется Министерством финансов, а в случае, предусмотренном в абзаце третьем пункта 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации, - государственными социальными внебюджетными фондами.

Минфином России утвержден приказ от 15.06.2005 N 72н «О порядке принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, в том числе по суммам налоговых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г., а также задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, числящейся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам».

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N 269777-5 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов», внесенный Правительством Российской Федерации.

Законопроектом, в частности, предусматривается уточнить статью 59 Кодекса, определив в ней исчерпывающий перечень оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию. При этом предполагается установить новое основание признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию при наличии вступившего в силу решения суда об утрате возможности на взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания (отказа суда в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам).

Вместе с тем представляется целесообразным отметить, что в определении Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-О указывается, что отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, являются налоговыми правоотношениями. Отношения же банка и его клиента, вытекающие из договора банковского счета и основанные на принципе разумности и добросовестности действий его участников, являются гражданскими правоотношениями, в рамках которых исполнение банком обязательств по зачислению поступающих на счет клиента денежных средств и их перечислению со счета, а также распоряжение клиентом находящимися на его счете денежными средствами, зачисленными банком в том числе при исполнении им собственных обязательств перед клиентом, могут осуществляться лишь при наличии на корреспондентском счете банка необходимых денежных средств. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Кодекса, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. На недобросовестных налогоплательщиков не распространяются те выводы, которые содержатся в мотивировочной и резолютивной части постановления Конституционного Суда от 12.10.1998 N 24-П, и принудительное взыскание в установленном законом порядке с недобросовестных налогоплательщиков не поступивших в бюджет налогов не нарушает конституционные гарантии права частной собственности.

Закрепленный в постановлении Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П подход, допускающий распространение его правовой позиции только на добросовестных налогоплательщиков, предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаруживающуюся недобросовестность налогоплательщиков и банков в порядке, установленном Кодексом. Из признания таких банков и налогоплательщиков недобросовестными вытекает, что на них не распространяется правовая позиция Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой конституционная обязанность каждого налогоплательщика считается исполненной в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика средств в уплату налога, поскольку, по существу, они от исполнения данной обязанности уклонились.

Заместитель директора Департамента
С. В. Разгулин