Письмо Департамента Минфина от 20 сентября 2007 г. № 03-02-08-12

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ

Письмо

20 сентября 2007 N 03-02-08-12



Вопрос: Руководствуясь пп. 2 п. 1 ст. 21, ст. 34.2 НК РФ прошу дать письменные разъяснения по вопросу представления уточненных налоговых деклараций, а также по вопросу применения пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. Нахожусь на общей системе налогообложения.

1. Вправе ли я представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в случае обнаружения мной арифметических ошибок при определении суммы доходов и расходов (неверного указания порядка числовых значений, например, вместо 10000,00 руб. указано 1000000 руб., т.е. не отделены копейки) в ранее представленной налоговой декларации? Обязан ли я при подаче такой уточненной налоговой декларации представить подтверждающие документы и вправе ли налоговый орган отказать в приеме такой налоговой декларации при отсутствии подтверждающих документов? Обязан ли налоговый орган провести повторную выездную проверку по вышеуказанной уточненной налоговой декларации в случае, если период, за который представлена уточненная налоговая декларация, проверялся при проведении выездной налоговой проверки?

2. Вправе ли налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки и полном отсутствии за определенный период документов (сгорели при пожаре) доначислить налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость исходя исключительно из данных о доходах (в отношении НДС — реализации), имеющихся в представленных мной налоговых декларациях без учета данных о расходах и вычетах, т.е. на сумму дохода (реализации) или, иначе говоря, выручки, указанной в налоговых декларациях? В данный период я осуществлял предпринимательскую деятельность, не имея статуса предпринимателя, т.к. я не по незнанию не перерегистрировался и с 01.01.2001 года статус предпринимателя утратил, но представлял налоговые декларации как предприниматель и уплачивал исчисленные налоги. На основании чего в данном случае следует исчислить налоги, подлежащие уплате?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 24.08.2007 по вопросу представления уточненных налоговых деклараций, а также по вопросу применения подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ (далее — Кодекс) при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном указанной статьей.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 80 Кодекса налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно подпункту 2 пункта 10 статьи 89 Кодекса повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.05.2004 N 668/04 указано, что определение расчетным путем суммы налога, подлежащего внесению в бюджет, производится на основании данных о доходах и расходах. При невозможности установить одну из составляющих, необходимых для исчисления налога, следует руководствоваться соответствующим правилом, предусмотренным пунктом 7 статьи 31 Кодекса, создающим дополнительные гарантии прав налогоплательщика и обеспечивающим баланс публичных и частных интересов.

Учитывая изложенное, полагаем, что в случаях, установленных Кодексом, когда налог определяется с учетом доходов и расходов, при исчислении сумм налога расчетным путем налоговым органом в пределах его компетенции и на основе имеющейся информации о проверяемом налогоплательщике и об иных аналогичных налогоплательщиках определяются доходы и расходы.

Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Заместитель директора Департамента
С. В. Разгулин