Частые вопросы о квотировании рабочих мест в городе Москве

NN
п/п
Bопрос Oтвет
1 Какова дата вступления в действие Закона города Москвы от 26.06.02г. № 32 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве"? Закон официально опубликован в июльском 2002г. (N 27) "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" и вступил в силу с августа 2002г.
2 Где и когда будет производиться регистрация организаций в Службе квотирования рабочих мест? Регистрация вновь образованных организаций по квотированию рабочих мест, приостановленная с ноября 2001г. в связи с ликвидацией Фонда занятости, (а также перерегистрация и снятие с учета) возобновлена (кроме ЦАО и ЗАО) в территориальных отделах Центра квотирования рабочих мест (их адреса можно увидеть на нашем сайте и в объявлениях через филиалы Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, налоговые инспекции города, средства массовой информации).
3 Нужно ли организации вносить плату за невыполнение условий квотирования рабочих мест, пока она не зарегистрирована в Службе квотирования рабочих мест? В соответствии с Законом города Москвы от 26.06.02г. № 32 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве": "Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организуют в городе Москве квотируемые рабочие места…" (ст.2 п.2); - в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджет города Москвы обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в РФ на день внесения платы (ст.2 п.4.). Таким образом, с момента своего образования работодатели, (в т.ч. предприниматели без образования юридического лица) должна вносить обязательную плату в случае невыполнения квот. Данные положения отличаются от норм Закона в старой редакции и вступили в силу с августа 2002г. При этом, представление копий платежных поручений при регистрации организации в Центре квотирования рабочих мест, будет считаться основанием для выполнения условий квотирования, предусмотренных Законом за отчетные периоды.
4 Предусмотрены ли штрафные санкции для организаций не прошедших регистрацию в Центре квотирования рабочих мест в период с 2001- по Iквартал 2004 года?
Никаких штрафных санкций к организациям применяться не будет.
5 Где опубликованы данные о размере прожиточного минимума в РФ для трудоспособного населения? Последние данные установлены постановлением Правительства РФ от 12.02.04г. № 74 на IVкв. 2003г., при этом для трудоспособного населения размер составляет 2341 руб. Постановления о величине прожиточного минимума ежеквартально публикуются в "Российской газете" (последняя публикация 17.02.04г. вступило в силу 25.02.04г.), а информация размещается на нашем сайте.
6 Куда перечислять средства за невыполнение условий квотирования? Средства за невыполнение условий квотирования перечисляются по следующим платежным реквизитам: р/с 40201810000160100059 в ОАО "ММБ "Банк Москвы" г. Москва,БИК 044525219, ИНН 7704253508, к/с 30101810500000000219, КПП 770401001 получатель - Департамент финансов (Комитет общественных связей г. Москвы), назначение платежа - "Обязательная плата от работодателей, не выполнивших условий квотирования рабочих мест за ____ месяц 200__ г.", КБК 2090223, ОКАТО 45286552000.
7 Как в дальнейшем планируется организовать работу Службы квотирования по приему отчетов? Для этих целей создано Государственное учреждение города Москвы "Центр квотирования рабочих мест" и его территориальные отделы, которые для удобства работодателей осуществляют прием отчетов, регистрацию, перерегистрацию и снятие с учета работодателей по квотированию рабочих мест в каждом административном округе.
8 Будут ли действовать Территориальные комиссии, которые ранее рассматривали вопрос перераспределения квот? Формирование составов территориальных комиссий завершено, они приступили к своей работе. Однако перераспределение квот, проводившееся ранее на основании решений этих комиссий, теперь не предусмотрено Законом. В соответствии со ст.3 "Работодателям… устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 4 процентов от среднесписочной численности", при этом "Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты... При расчете числа работников, трудоустроенных в счет квоты, округление производится в сторону уменьшения до целого значения". В соответствии с п.4. ст.3 Закона "Работодатели, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, могут в счет установленной квоты трудоустраивать молодежь в возрасте до 18 лет, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не должно составлять менее 3 процентов от среднесписочной численности работников".
9 Можно ли организации сняться с учета по квотированию рабочих мест в случае полной ликвидации предприятия? Снятие с учета по квотированию осуществляется в территориальных отделах Центра квотирования рабочих мест (адреса см. на этой странице).
Для снятия с учета необходимы следующие документы:
1. Копия свидетельства из Московской регистрационной палаты.
2. Приказ, решение собственника о ликвидации организации
3. Заявление о ликвидации организации на имя Центра квотирования рабочих мест.
4. Публикация в печатном издании объявления о ликвидации организации
5. Копии отчетов за IV кв. 2001г., 2002-03гг. и I кв. 2004г. по квотированию, копии платежных поручений за тот же период (в случае невыполнения установленных квот).
10 Как планируется использовать собираемые от работодателей средства за невыполнение установленных квот? Направления расходования средств, собираемых за невыполнение условий квотирования рабочих мест, определены в постановлении Правительства Москвы от 13.08.02г. № 627-ПП "Об утверждении Положения о целевом бюджетном Фонде за невыполнение условий квотирования рабочих мест". В основном эти средства, собираемые за счет работодателей города, используются для оказания финансовой поддержки тех работодателей, которые выполняя нормы Закона о квотировании обязуются создать дополнительные и временные рабочие места и трудоустроить на них граждан их числа инвалидов или молодежи до 18 лет. Эта финансовая помощь предоставляется на конкурсной основе с учетом решений Городской комиссии по квотированию рабочих мест, которая рассматривает проекты работодателей, предварительно прошедшие всестороннюю экспертизу. Прием и рассмотрение проектов осуществляется в течение года.
Кроме того, средства выделяются на обеспечение условий для беспрепятственного доступа маломобильных граждан с объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры города.
11 Подлежит ли налогообложению по налогу на прибыль у организации, использующей при определении доходов и расходов метод начисления, финансовая помощь, полученная из средств Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет? По вопросу о порядке учета в целях налогообложения прибыли организацией, использующей при определении доходов и расходов метод начисления, финансовой помощи, полученной из средств Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет.
С 1 января 2002 года введена в действие глава 25 "Налог на прибыль организаций" ч. 2 НК РФ (далее - НК РФ), устанавливающая новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья).
К ним, в частности, относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям.
Статьей 162 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) предусмотрено, что получателями бюджетных средств выступает бюджетная или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Согласно статье 6 БК РФ субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, а субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В соответствии со статьей 78 БК РФ предоставление субвенций и субсидий допускается:
- из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;
- из бюджетов субъектов РФ - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ;
- из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления.
Учитывая изложенное, в целях применения положений пункта 2 статьи 251 НК РФ бюджетополучателем признается любое юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования (в т.ч. субвенции или субсидии), предусмотренные бюджетной росписью на соответствующий финансовый год.
Во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2001 года № 188-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ" и Закон РФ "О занятости населения в РФ", в целях реализации распоряжения Мэра Москвы от 18 сентября 2001 года № 909-РМ "О возложении на Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы функций по социальным трудовым отношениям и охране труда" и эффективного использования финансовых средств на мероприятия, связанные с созданием рабочих мест для инвалидов, молодежи в возрасте до 18 лет и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите, а также специальных рабочих мест, специализированных предприятий (цехов, участков), Правительство Москвы постановлением от 13 августа 2002 года № 627-ПП (в ред. изменений от 5 августа 2003 г.) утвердило Положение о Целевом бюджетном фонде квотирования рабочих мест в городе Москве.
Данное Положение устанавливает порядок формирования, исполнения и управления средствами Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в г. Москве, а также контроля за их использованием.
При этом в целях обеспечения дополнительных гарантий трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и в соответствии с Законом города Москвы от 12.11.97 № 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" (с изменениями от 30.01.2002 и 26.06.2002) постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2003 г. № 125-ПП было также утверждено Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (с учетом изменений от 27 мая 2003 г.), которое определяет механизм квотирования рабочих мест в г. Москве и условия предоставления финансовой помощи из средств Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест г. Москвы работодателям, создающим рабочие места для граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Разделом 3 указанного выше Положения определены условия оказания финансовой помощи работодателям из средств Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест г. Москвы.
Таким образом, исходя из изложенного, средства, предоставляемые юридическим лицам (бюджетополучателям) в виде финансовой помощи, выданные на цели, указанные в соответствии с перечисленными выше нормативными правовыми актами, если они предусмотрены в бюджетной росписи доходов и расходов бюджета г. Москвы на соответствующий финансовый год и использованы организациями по прямому назначению, в соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ не подлежат включению в налоговую базу.
Одновременно с этим сообщаем, что организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства (п. 14 ст. 250 НК РФ).
12 Каким образом следует учитывать в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с приобретением для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет за счет указанной выше финансовой помощи основных средств, материалов и т.д.? По вопросу о порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с приобретением за счет указанной выше финансовой помощи основных средств, материалов и т.д. для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет.
Пунктом 1 статьи 252 НК РФ установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ), которыми признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 256 НК РФ имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не подлежит амортизации.
Кроме того, поскольку в главе 25 НК РФ заложен принцип зеркальности отражения доходов и расходов налогоплательщика, расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования и обусловленные целями, на которые они были выделены, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
13 В каком порядке учитываются данная финансовая помощь и расходы, связанные с целевым использованием полученных средств на приобретение основных средств, материалов и т.д., в том случае, если организация - получатель финансовой помощи применяет упрощенную систему налогообложения? По вопросу о порядке учета организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, финансовой помощи, полученной из средств Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет, и расходов, связанных с приобретением за счет указанной выше финансовой помощи основных средств, материалов и т.д. для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ организации при определении объекта обложения единым налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения, учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ.
Расходы, на которые налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения с выбранным объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить полученные доходы на сумму предусмотренных закрытым перечнем расходов, установленным пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ. Иные расходы, не предусмотренные указанным перечнем расходов, для целей налогообложения единым налогом не учитываются.
При этом согласно пункту 2 статьи 346.16 НК РФ расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
Таким образом, организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения и выбравшей в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении порядка учета финансовой помощи, полученной из средств Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет, и расходов, связанных с приобретением за счет указанной выше финансовой помощи основных средств, материалов и т.д. для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет, следует руководствоваться порядком, изложенным выше, для организаций, исчисляющих налогооблагаемую прибыль в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

14

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" для всех организаций (кроме общественных организаций инвалидов и образованных ими организаций), численность работников в которых превышает 30 человек, устанавливается квотирование рабочих мест для инвалидов. В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов следует ежемесячно вносить обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.

Налоговое законодательство не регламентирует порядок отнесения расходов в виде указанной обязательной платы в целях налогообложения прибыли.

В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

Просим разъяснить, включается ли обязательная плата в связи с невозможностью выполнения условий квотирования в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

   Министерство финансов Российской Федерации
   ПИСЬМО
от 16 июня 2004 г. № 03-02-05/1/55

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Согласно п.1 ст.252 НК РФ (далее - Кодекс) расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (за исключением расходов, указанных в ст.270 Кодекса).

В соответствии со ст.13 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в РФ" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (далее - Закон № 181-ФЗ).

Статьей 21 Закона № 181-ФЗ определено, что организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Механизм установления квоты в организациях определяется органами государственной власти субъектов РФ.

Учитывая требования ст.252 Кодекса, считаем возможным в целях налогообложения прибыли учитывать расходы организации, связанные с обязательной платой за каждого нетрудоспособного инвалида, в составе расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии со ст.264 Кодекса.

Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики М.А.МОТОРИН

16.06.2004