Обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС и Верховным Судом, а также толкование Конституционным Судом норм налогового законодательства

3.3. ЕСХН

Глава 26.1 НК РФ не исключает возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае, если выполнение работ на отдельных этапах производства сельскохозяйственной продукции осуществляется налогоплательщиком с привлечением иных организаций.

Установленные по данному делу обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что налогоплательщик в проверяемый период не соответствовал понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель», поскольку в действительности не осуществлял сельскохозяйственное производство в кооперации с иными лицами, все работы по производству сельскохозяйственной продукции фактически осуществляло другое общество.

В связи с изложенным не имелось оснований для применения в 2009 году специального налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Данный вывод сформулирован Президиумом ВАС в постановлении от 22.01.2013 N 9790/12 по делу N А76-11262/2011 (ОАО «Уйское сельскохозяйственное предприятие» против Межрайонной ИФНС России N 5 по Челябинской области).

Президиум ВАС в постановлении также отметил, что согласно п. 1 ст. 346.2 НК РФ налогоплательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Кодекса.

В постановлении Президиума ВАС от 28.12.2010 N 9534/10 сформирована общая правовая позиция, согласно которой положения главы 26.1 Кодекса не исключают возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае, если выполнение работ на отдельных этапах производства сельскохозяйственной продукции осуществляется налогоплательщиком с привлечением иных организаций путем заключения с ними договоров подряда, возмездного оказания услуг либо договоров о совместной деятельности. Противоположный подход означал бы неоправданное ограничение организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции в кооперации с иными лицами, в праве на применение специального налогового режима.

Однако в рассматриваемом деле с учетом установленных обстоятельств указанная правовая позиция является неприменимой.

Из материалов дела усматривается, что 28.01.2008 государственное предприятие «Уйская государственная сортоиспытательная станция» — учредитель акционерного общества — передало ему в качестве вклада в уставный капитал имущество на общую сумму 31 996 000 рублей, в том числе молодняк крупного рогатого скота.

Акционерное общество, получив при учреждении необходимые для организации сельскохозяйственного производства основные фонды и имущество, тем не менее, к осуществлению данной деятельности не приступило, а передало все имеющееся у него имущество в аренду обществу «Уйский», которое и использовало его для организации производства сельскохозяйственной продукции. Следовательно, действия акционерного общества были направлены на получение дохода от сдачи имущества в аренду, а не от осуществления сельскохозяйственного производства.

Впоследствии акционерное общество передавало обществу «Уйский» на выращивание (откорм) по договору возмездного оказания услуг молодняк крупного рогатого скота. По мере исполнения данного договора выращенный скот приобретался обществом «Уйский» по договорам купли-продажи.

В рассматриваемый период в акционерном обществе числилось два работника: директор и главный бухгалтер.

Таким образом, у акционерного общества не имелось оснований для применения в 2009 году специального налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

 


Страницы (всего 15):